Виды полуприцепов-цистерн

Полуприцепы-цистерны используются для перевозки жидких и сыпучих грузов. Они различаются по объёму, конструкции, материалам и другим параметрам. Каждый вид техники имеет свои особенности. Нужно знать эти особенности, чтобы понять, какая модель подойдёт под ваши задачи и поможет оптимизировать логистику. Делимся основными сведениями об автоцистернах.

Что такое полуприцеп-цистерна

Полуприцеп-цистерна — специализированная техника, которая работает в паре с тягачом и крепится нему с помощью опорно-сцепного механизма. Этот механизм выполняет сразу две важные функции: фиксирует полуприцеп и приводит всю систему в движение. Задняя часть полуприцепа оснащена опорными колёсами и не нуждается в поддерживающей платформе.

Такая конструкция позволяет равномерно распределить нагрузку между тягачом и цистерной.

Как устроен полуприцеп

Устройство автоцистерны может быть разным — всё зависит от типа перевозимого груза. Есть модели с одним или несколькими отсеками, с волнорезами и без них. Они оснащаются клапанами для сброса избыточного давления, спускными устройствами, верхним/нижним сливом. Слив содержимого может быть раздельным (с самотёком) или с насосной станцией (в том числе через общий коллектор).

Особые требования предъявляют к спецтехнике, которая перевозит опасные грузы. В её конструкции должны быть предусмотрены:

По форме поперечного сечения резервуары делят на прямоугольные, круглые, и эллиптические (овальные).  

Классификация


Рассмотрим пять основных параметров, по которым классифицируют полуприцепы-цистерны.

1. Грузоподъёмность и вместительность

Техника делится на три категории: малой, средней и большой вместительности. Выбирается в зависимости от массы и объёма перевозимого груза.

2. Тип подвески

Определяет эффективность работы техники, удобство управления. Производители предлагают такие модели:

3. Тип груза

Есть универсальные модели, которые подходят для большинства типовых грузов, а есть специализированные — позволяют перевозить содержимое с особыми требованиями к транспортировке. Основные виды содержимого:

В зависимости от типа груза автоцистерна может располагаться вертикально, горизонтально или наклонно. В горизонтальных ёмкостях чаще всего транспортируют жидкие и газообразные вещества. Вертикальные или расположенные под углом резервуары подходят для сыпучих материалов.

Некоторые грузы, например битум, нуждаются в особых температурных условиях. Для их создания полуприцепы-цистерны оснащают системами обогрева/охлаждения, предусматривают дополнительную теплоизоляцию.

Автоцистерны для перевозки горючих веществ изготавливают из огнеупорных материалов, комплектуют противопожарными устройствами, пламегасителями. 

4. Материал резервуара

5. Тип разгрузки

Полуприцепы-цистерны могут быть саморазгружающимися и обычными. Первые позволяют осуществлять загрузку со складов разных типов или с железнодорожных вагонов, сводят к минимуму риск просыпания сыпучих грузов, ускоряют обслуживание спецтранспорта. Как правило, это оправдывает более высокую цену.

Комплектация

Большинство автоцистерн имеют цилиндрическую форму. В верхней части резервуара есть люки. В зависимости от модели, в комплектации могут быть предусмотрены:

Техника безопасности при эксплуатации


Эксплуатация полуприцепа-цистерны требует особого внимания к технике безопасности, особенно при перевозке опасных веществ. Основные меры безопасности, которые нужно соблюдать:

Помимо этих общих рекомендаций, существуют специфические правила для различных типов цистерн. Важно всегда следовать инструкциям производителя и соответствующим стандартам безопасности.